15 октября - Международный день белой трости
13 ноября - Международный день людей с нарушением зрения
Месячник «Белая трость»
В Беларуси традиционно с 15 октября по 15 ноября проводится месячник Белой трости. Международный день Белой трости отмечается 15 октября. Но это – не праздник. Это своеобразный «знак беды», напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Трость для слепого – это не просто инструмент и опознавательный знак для условно здоровых, но ещё и его «глаза». В специально разработанной методике по ориентированию и мобильности, предназначенной для незрячих и слабовидящих людей, среди основных функций (защитная, опорная, ощупывательная и др.) далеко не на последнем месте стоит «сигнальная». Звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить «высокие» препятствия. Например, дома, деревья, столбы, припаркованные машины. Скольжение трости по поверхности дороги – определить наличие «низких» препятствий: бордюров, канализационных люков, выбоин, ступенек. И, кроме того, почувствовать изменение покрытия: асфальт - гравий, плитка - бетон, брусчатка - земля и т.д.
История белой трости
История белой трости как символа незрячего человека берет начало в 1921 году в Великобритании. В городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение.
Помощь слепым в транспорте
При выходе из транспорта покажите ему поручни и позвольте выйти самостоятельно.
Если вы вместе входите или выходите из транспорта, ведущий идет все время впереди, показывает поручни или подает собственную руку, при этом указывая на высоту ступенек.
При посадке в автомобиль слепого подводят к двери автомобиля, которая открыта, кладут его руку на ее верхний край, другая рука для ориентации касается сначала крыши машины, а затем уже сиденья. В этом заключается вся помощь, ожидаемая им от Вас.
Может случиться, что Вы едете в одном транспортном средстве со слепым или выходите с ним на одной остановке, или слепой попадается Вам на улице и идет медленно из-за интенсивности транспорта, множество препятствий, встречающихся на его пути или просто из-за того, что плохо знает данную местность. Не задерживайтесь с предложением своей помощи. Это, однако, не означает, что Вы должны ее навязывать.
Например, Вы можете сказать: «Мне нужно на вокзал. Могу ли я Вас проводить немного?» При положительном ответе предложите слепому Вашу руку и продолжайте с ним свой путь.
Не будьте, однако, разочарованы, если Ваша любезная помощь отклонена. Некоторые слепые ценят свою независимость больше, чем помощь. Всегда предлагайте Вашу руку. Никогда не берите слепого под рук, подталкивая его при движении. Сопровождая слепого таким образом, Вы лишаете его чувства уверенности. Если Вы идете рука об руку, то остается излишним вопрос: «Повернем налево или направо?».
Слепой чувствует движение и следует за Вами автоматически. При прохождении через дверь или узкое место сопровождающий идет всегда впереди.
Помощь слепым на тротуарах и подъемах.
Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
При спуске на тротуаре или подъеме на дороге достаточно сказать, что предстоит спуск или подъем. Не препятствуйте слепому в ощупывании им бордюра белой тростью.
Если Вам придется подниматься или спускаться со слепым человеком по лестнице, то достаточно просто сказать: «Внимание, ступени (поднимаются вверх или опускаются вниз)», и затем дав слепому руку, подняться или спускаться вместе с ним.
Положите его руку на перила и скажите: «Перила справа или слева от Вас». В любом случае, укажите ему на начало или конец лестницы.
Если существует возможность выбора между эскалатором и лестницей, то предоставьте слепому право выбора. В любом случае Вы должны его четко проинформировать, если речь идет об эскалаторе.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
Не бойтесь разговаривать со слепыми.
Говорите напрямую с этим человеком, а не через кого-то еще. Нормально использовать слова типа “смотреть” или “видеть”. Незрячие люди используют эти слова постоянно.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
Обязательное требование этики – в начале разговора представляйтесь сами и представляйте людей, пришедших с вами. Старайтесь переводить жесты, которые собеседник заведомо не увидит, например, указывающие на предметы или людей, в слова. Если вы ненадолго отлучаетесь, предупредите об этом собеседника, не заставляйте его вещать в пустоту. Если вы передаете слово собеседнику, назовите его, не стоит кивать головой, если человек этого жеста не увидит.
Как правило, у слабовидящих людей обострен слух, поэтому многое происходящее ему становится понятным из доносящихся звуков. Однако в шумных помещениях способность незрячих ориентироваться на слух утрачивается. Также большие сложности возникают в незнакомом помещении. Простая просьба “присаживайтесь” часто невыполнима, если Вы не скажете человеку,где относительно него находится кресло.
Бестактно спрашивать: «Вы слепой?», «Значит Вы совсем ничего не видите? Абсолютно слепой? О, это ужасно! Вы слепой от рождения? От болезни или от несчастного случая и т.д.».
Думайте всегда о том, что слепые хотя и не видят, но они же не глухие, поэтому произнесенные шепотом замечания типа: «Хуже ничего не может быть!» или «Лучше умереть, чем быть слепым» – слепой отлично слышит. Оставьте лучше свое мнение при себе, поскольку слепые придерживаются совсем другого мнения.
Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего собеседника к предмету и брать его рукой этот предмет.
Помощь слепому в магазине.
Если Вы помогаете слепому войти в магазин, проводите его к продавцу, они его охотно обслужат. Если у Вас есть время, то проводите его до нужного отдела.
Если слепой знает, что бы он хотел купить, то может приобрести товар незамедлительно. Если же он хотел бы сначала посмотреть на ассортимент, то разложите перед ним различные предметы, чтобы он мог их ощупать. У него сложится представление о форме, размере и качестве.
Опишите ему цвет, рисунок и т.д. Если при оплате слепой не называет Вам сам ценность даваемой банкноты, то Вы должны сказать ему сами: «Вы дали мне 100 рублей». Обычно слепой хорошо знает, какие деньги он дает, но ошибка не исключается, поэтому следует по возможности предотвращать неприятности. При этом рекомендуется при счете или размене денег считать деньги в руку слепого, что бы он не искал их потом.
ИЗБЕГАЙТЕ, ЧТОБЫ...
- Источники света слепили глаза и/или были слишком резки,
- поверхности, особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте ее контрастной полосой,
- оставались загромождающие пространство предметы, особенно в зонах движения пешеходов,
- в местах передвижения пешеходов попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы,
- двери/окна были полуоткрыты; – в таком положении они могут представлять угрозу для инвалидов по зрению,
- хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно – вблизи входов/выходов.
Кто поможет сегодня слепым людям, кроме нас, зрячих? Давайте сделаем шаг навстречу этим людям. Поверьте, они такие же, как и мы! Среди незрячих, много творческих людей – поэты, композиторы, певцы, изобретатели и даже художники, спортсмены. Они так же, как и мы, любят, радуются, огорчаются, сострадают – словом, глаза у них мёртвые, но сердца живые! Отдадим им частичку своего сердца!
Луи Брайль
Луи Брайль создал уникальный рельефно-точечный шрифт, позволяющий слепым людям читать и писать. Над созданием этой системы Брайль начал работать в 16 лет. К этому времени он сам жил без зрения 11 лет.
Луи Брайль начал терять зрение с трех лет. Он сам повредил себе глаз шорным ножом. После воспалительного процесса он в течение двух лет полностью ослеп. У Луи были замечательны родители, которые постарались, чтобы ребенок не утратил связи с жизнью.
«Человек с белой тростью»
13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи - известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) именно эта дата отмечается как День слепых.
До XVIII века мир не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме Валентин Гаюи открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников.