1.НАПРАВЛЕНИЕ «БИОРАЗНООБРАЗИЕ»
|
№
п/п
|
Задание
|
Сроки
выполнения
|
Ответственный
|
Содержание задания
|
1.1
|
Изучить и обновить информацию о видовом разнообразии дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
|
Сентябрь 2023г. – август 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Обновить данные картосхемы пришкольного участка
2.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории
3.Обозначить местонахождение травянистых растений на картосхеме
4.Рядом с картосхемой разместить
изображения каждого вида травянистых растений
5.Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растениях занести в он-лайн базу данных
www.florafauna.by
6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
1.2
|
Изучить
изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной 1 м.
|
Сентябрь 2023г;
июнь
2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Изготовить квадратную рамку со стороной 1 м.
3.Выбрать 4 площадки для изучения с различными условиями среды обитания растений
3.Провести видовое и количественное определение травянистых растений
4.Занести информации о видах травянистых растений на сайт учреждения образования в рубрику «Зелёная школа»
5.При повторном выполнении обновлять информацию.
|
1.3
|
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
|
Сентябрь 2023г., май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории
2. Обновить данные о местонахождении всех аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме пришкольного участк
3. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида деревьев и кустарников
4.Информацию о биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников занести в он-лайн базу данных www.florafauna.by
5.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
1.4
|
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
|
Октябрь 2023г., январь, май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории
2. Обозначить места наблюдения птиц на пришкольной территории на картосхеме
3.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида птиц.
4. Информацию о биоразнообразии птиц занести в он-лайн базу данных www.florafauna.by
5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
6.Принять участие в ежегодных акциях ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:
«Живая весна»,
«Зимний учёт водоплавающих и околоводных птиц»,
«Осенние дни наблюдения за птицами»,
«Птушкі ля кармушкі».
|
1.5
|
Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
|
Май – июнь 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1. Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории
2. Обозначить места наблюдения наземных насекомых на пришкольной территории на картосхеме
3.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида наземных насекомых
4. Информацию о биоразнообразии наземных насекомых занести в он-лайн базу данных
www.florafauna.by
5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
1.6
|
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории
|
Декабрь 2023г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории
2.Составить план действий на 3 года
3.Согласовать план с руководством и разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
4.Ежегодно представлять результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации.
|
1.7
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Ноябрь 2023г. – март 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
Костюшко А.И.
|
1.Изготовить кормушки
2.Изучить информацию о правилах подкормки, видах корма для птиц, организовать регулярную подкормку в зимнее время
3.Определить виды прилетающих на кормушки птиц
4.Занести информацию о видах птиц на сайт учреждения образования в рубрику «Зелёная школа» и в он-лайн базу данных
www.florafauna.by
5.Принять участие в ежегодной акции «Птушкі ля кармушкі».
|
1.8
|
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей
|
Март – апрель 2024г.
|
Михасёва Н.Н., Костюшко А.И.
|
1.Изготовить искусственные гнездовья для птиц и убежища для летучих мышей
2.Развесить их на деревьях пришкольного участка и дворов
3.Разместить отчёты фотографии на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
1.9
|
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных
|
Май,июнь
2024г.
|
Михасёва Н.Н., Костюшко А.И.
|
1.Изготовить убежища для беспозвоночных животных и установить на пришкольной территории
2.Обозначение убежищ на картосхеме
3.Разместить отчёт на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
1.10
|
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек»
|
февраль – июнь
2024г.
|
Михасёва Н.Н.,
Костюшко А.И.
|
1. Создать «Клумбу для бабочек»
2.Обозначить расположение клумбы на картосхеме
3.Разместить отчёт на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
1.11
|
Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)
|
ноябрь
2023г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Изучить информацию о памятниках природы «Криница №1», «Криница №2»
2.Посетить памятники природы
3.Изучить виды диких животных и дикорастущих растений
4.Составить картосхему 5.Разместить отчёт на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
2. НАПРАВЛЕНИЕ «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
|
2.1
|
Провести изучение потребления электроэнергии в школе.
|
Январь - декабрь 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Определить основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность и режим работы
2.Изучить потребление электроэнергии в школе
3.На схематическом плане здания школы указать основные приборы, потребляющие энергию
3.Отчет разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
2.2
|
Провести изучение расходования тепла в школе.
|
Январь - декабрь 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Обследовать школьное здание, определить и обозначить на схематическом плане здания школы места потери тепла
2.Составить таблицу и график потребления тепловой энергии в школе
3. Разместить информацию о потреблении тепловой энергии в школе на сайте учреждения образования и на стенде «Зелёная школа»
|
2.3
|
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.
|
март 2024г
|
Трифонов М.М.
|
1.Провести анализ эффективности использования энергии в школе
2.Определить возможные пути снижения энергопотребления
3.Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе на 2024 год
4.Согласовать план с руководством учреждения образования
5.Ознакомить с планом обучающихся и их родителей, педагогов, разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
|
2.4
|
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе.
|
май 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Составить отчёт о действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности.
2.Разместить отчёт на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
3. Представить анализ ситуации за год и план дальнейших действий.
|
2.5
|
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома.
|
Февраль-май 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Изучитьпотребление электроэнергии и расходование тепла дома
2.Разработать семейные памятки по рациональному использованию электроэнергии и тепловой энергии дома
3.Разместить памятки на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
3. НАПРАВЛЕНИЕ «ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ»
|
3.1
|
Провести изучение потребление воды в школе.
|
Январь – декабрь 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Изучить потребление воды в школе.
2.На стенде вывесить список мест потребления воды в школе, режим их работы.
3.Разместить информацию о потреблении воды на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
3.2.
|
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по её сбережению.
|
май 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Провести анализ ситуации использования воды в школе.
2.Составить плана действий по сбережению воды в школе.
3.Согласовать план с руководством учреждения образования
4.Довести план до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей.
5.Разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
6. Представлять анализ новой ситуации и план дальнейших действий.
|
3.3
|
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в школе, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий.
|
май 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1. Выполнить план действий по рациональному использованию воды в школе.
2.Провести анализ эффективности этих действий.
3.Отчёт разместить на сайте учреждения образования.
4.Ежегодно проводить анализ эффективности действий по рациональному использованию воды в школе.
|
3.4.
|
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды.
|
апрель 2024г.
|
Трифонов М.М.
|
1.Изучить эффективность использование воды дома.
2.Составить памятки по рациональному использованию воды дома.
3.Разместить памятки на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
4. НАПРАВЛЕНИЕ «ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ»
|
4.1
|
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.
|
сентябрь 2023г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Исследовать бытовые отходы в школе.
2.Определить источники их образования.
3.Составление отчёта и размещение его на сайте учреждения образования.
|
4.2
|
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
|
сентябрь
2023г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Разработать план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
2.Довести план до сведения участников образовательного процесса.
3.Разместить план на сайте учреждения в рубрике «Зелёная школа».
4.Регулярно проводить анализ новой ситуации и вносить коррективы в план дальнейших действий.
|
4.3
|
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе.
|
сентябрь2023 – май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Ознакомить всех участников образовательного процесса с этапами выполнения плана.
2.Организовать реализацию плана согласно установленным срокам.
3.Составить отчет о реализованных действиях согласно плану по минимизации отходов в школе и их эффективности.
4.Разместить отчёт на сайте учреждения образования.
|
4.4
|
Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.).
|
Апрель
2024г.
|
Михасёва Н.Н.
Кононова В.М.
|
1.Создать приспособление для компостирования органических отходов.
2.Разместить фотографии и описание приспособления для компостирования органических отходов на сайте учреждения образования.
|
4.5
|
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
|
октябрь
2023г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Организовать работу по изучению состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.
2.Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, и рекомендации по раздельному сбору и сдаче бытовых отходов.
3.Разместить памятки на сайте учреждения образования.
|
5. НАПРАВЛЕНИЕ «КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»
|
5.1
|
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами
биоиндикации в микрорайоне
учреждения образования
|
сентябрь2023– май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами
биоиндикации в микрорайоне
учреждения образования.
2.Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха.
3.Отчёт разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
|
5.2
|
Определить степень
загрязнения воздуха
посредством изучения
снежного покрова и
атмосферных осадков в
микрорайоне учреждения
образования
|
Декабрь
2023г. – февраль 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1. Определить степень
загрязнения воздуха
посредством изучения
снежного покрова и
атмосферных осадков в
микрорайоне учреждения
образования.
2.Составить отчет по результатам изучения.
3.Отчёт разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
|
5.3
|
Оценить уровень загрязнения
приземного слоя атмосферы
выбросами автотранспортных
средств (по концентрации
углерода) в микрорайоне
учреждения образования
|
апрель 2024.
|
Михасёва Н.Н.
|
- Оценить уровень
загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами
автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования.
2.Составить отчёт по результатам исследования.
3.Отчёт разместить на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
|
5.4
|
Выявить причины
загрязнения атмосферного
воздуха в микрорайоне
учреждения образования
и разработать
памятки (рекомендации) по
минимизации загрязнения
атмосферного воздуха
|
апрель 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Определить основные причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
2.Разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
3.Разместить памятки на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа».
|
5.5
|
Разработать план действий по
минимизации загрязнения
атмосферного воздуха в
микрорайоне учреждения
образования
учащимися и сотрудниками
учреждения образования
|
май
2024 г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1.Составить план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
2.План согласовать с руководством учреждения образования
3.Разместить план на сайте учреждения образования в рубрике «Зелёная школа»
4.План довести до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей учащихся.
|
5.6
|
Выполнить план действий на
год по минимизации
загрязнения атмосферного
воздуха в микрорайоне
учреждения образования
учащимися и
сотрудниками учреждения
образования (иного
учреждения, организации).
|
май– декабрь 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
|
1. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
2.Составить отчет о реализованных действиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и их эффективности
3.Отчёт разместить на сайте учреждения образования.
|
6. НАПРАВЛЕНИЕ «ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С МЕСТНЫМ СООБЩЕСТВОМ»
|
6.1
|
Провести обследование состояния окружающей среды в населённом пункте (на его части) или на прилегающей местности.
|
Сентябрь 2023г-
Май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
Трифонов М.М.
|
1.Провести обследование состояния окружающей среды в населённом пункте или на прилегающей местности
2.Подготовить отчёт о проделанной работе и разместить на сайте учреждения образования.
3.внести коррективы в ежегодное исследование состояния окружающей среды.
|
6.2
|
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год).
|
в течение года
|
Михасёва Н.Н.
Трифонов М.М.
|
1.Организовать выпуск агитационно- информационного материала: экологических листовок, памяток «Борьба с мусором»
2.Разместить листовки в общедоступных местах и организовать распространение памяток среди жителей агрогородка
3. Разместить фотоотчет на сайте учреждения образования
4.Материал пополнять по полугодиям.
|
6.3
|
Подготовить, организовать и провести информационные экологические
мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год).
|
Ноябрь 2023г.,
май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
Трифонов М.М.
|
- Подготовить,
организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения
2.Разместить сценарии и фотоотчёты на сайте учреждения образования.
3.Мероприятия проводить ежегодно.
|
6.4
|
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ.
|
Апрель, май 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
Трифонов М.М.
|
1.Принять участие в акциях «Субботник», «Неделя леса» и др.
2.Осветить участие в СМИ и на сайте учреждения образования
3.Акции проводить ежегодно.
|
6.5
|
Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для руководства местного населённого пункта, района (не реже 1 раза в год).
|
Апрель 2024г.
|
Михасёва Н.Н.
Трифонов М.М.
|
1.Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для руководства местного населённого пункта, района
2.Отчет разместить на сайте учреждения образования.
|