Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагог- психолог предлагает

С ЧЕГО НАЧАТЬ?»

(занятие с элементами тренинга для подростков

по профилактике зависимости от психактивных веществ (ПАВ))

педагог- психолог Глухова Е.Ю.

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ)

       Задачи:

  • формирование антинаркотических установок;
  • повышение информированности о видах группового давления, о возможных стратегиях поведения  (умение сказать «нет наркотикам!»)
  • формирование мотивации к сохранению здоровья.

Оборудование: 4 листа бумаги с написанными на них утверждениями, листочки для записи, презентация.

Ход занятия

Вводная часть.

Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы поговорить с вами о важных для вас вещах. В последнее время наркомания – настоящий бич во многих странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей. В Республике Беларусь масштабы и темпы роста наркомании таковы, что ставят под угрозу будущее нации. (Слайд 2)

А, чтобы настроиться на работу, начать предлагаю с разминки.

Разминка.

Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными проблемами, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга необычным способом.

Игра «Давай поздороваемся». (Слайд 3)

Участникам предлагается образовать 2 круга. Первый круг движется по часовой стрелке, второй – против. По хлопку участники с разных кругов приветствуют друг друга определенным образом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.

Основная часть

Педагог-психолог. Вернемся к теме занятия. Вы учитесь в 7,8,9 классе, когда еще все впереди, когда строятся жизненные планы на будущее. Ответьте на вопрос: что бы вы хотели иметь к 30 годам? Прошу записать ответы на листочках, не подписывая их (дается 2 минуты). (Листочки сдаются, который спрашивает разрешения зачитать попозже некоторые из них.)

- Сейчас я вам зачитаю статью, а вы внимательно послушайте.

«… А вот и таблетка. Белая таблетка с весёлым изображением зайчика или доллара, или ещё чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнёшь её и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно. Круто? Модно? Конечно же! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200 %-ой отдачей. А вот внутренние органы стираются как шестерёнки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, её можно починить. А твоё тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток.

Наркотик – это лопата. Да, да, не удивляйся, мой друг. Это очень хорошая лопата.

Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в тёмных капюшонах, натянутые на глаза. Это могильщики.

Могильщики приглашают тебя – добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе ещё рано? Что, пожить ещё хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да всё! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Пускай эти слова войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством – антибиотиком, не позволяй никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо.»

- Почему я решила прочитать её вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы – 14–17 лет.

А сейчас с вашего разрешения я прочитаю некоторые ответы на вопрос, который я вам предложила. Я надеюсь, что они подтвердят то, о чем мечтает большинство ваших сверстников. Что же хотите вы? (Зачитываются ответы на листочках.)

- Да, все это замечательно: любовь, дом, дети, карьера, богатство. Ради этого можно жить…Но у вас ничего этого не будет… у вас ничего этого не будет, да и самих вас не будет,… если вы начнете употреблять наркотики. Потому что наркоманы практически не доживают до 30 лет.

Психолог предлагает назвать синонимы к слову «независимость». После краткого обобщения сказанного делается акцент на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность и т. д.). (Слайд 4)

Перечислите чувства, которые вызывает у них понятие «зависимость». Особенно обращается внимание на негативные ассоциации (страх, тревога). (Слайд 5)

Обсуждение: - Каковы преимущества людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных? (Ответы детей)

Психолог: понять как чувствует себя «зависимый человек» нам поможет следующее упражнение

Упражнение «Марионетка» (Слайд 6)

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов - полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».

После выполнения упражнения обсуждается: что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? Понравилось ли им быть куклой в чужих руках? Хотелось ли что-либо сделать самому? Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

Психолог обращает внимание участников на то, что большинство из них, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неудобно, дискомфортно.

Психолог: давайте попробуем выяснить вашу информированность и ваши взгляды на проблему наркомании с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Спорные утверждения» (Слайд 7)

Для проведения игры необходимо 4 листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения». Эти листы прикрепляются по четырем сторонам кабинета.

Педагог зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так»

Спорные утверждения

Наркомания – это болезнь

Наркомания – это преступление

«Легкие» наркотики безвредны

Наркотики повышают творческий потенциал

У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»

Люди, употребляющие наркотики очень часто не осознают, что зависят от них

Наркоман может умереть от ВИЧ/СПИДа

Наркоман может умереть от передозировки

Продажа наркотиков не преследуется законом

По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет

Обсуждение

-Каковы причины выбора такой жизни?

Обобщение причин, по которым подростки становятся наркоманами:

1 .Любопытство.

2. Давление группы, отсутствие навыка отказа.

3.   Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

4.  Сенсация, возможность привлечь внимание.

5.  Скука, неумение интересно проводить свободное время.

Заполнение таблицы (Слайд 8)

Утверждение

Всегда

Часто

Редко

1. Ухудшение здоровья

2. Потеря доверительных отношений с родителями

3. Потеря друзей

4.Уголовная ответственность

5.Физическая зависимость

6. Снижение успехов в школе

7. Потеря возможности учиться/работать

8.Денежные проблемы

9.Контакт с криминальным миром

10. Духовная бедность, узость интересов

11 .Использование сильных наркотиков

12.Преждевременная смерть

Психолог: - Давайте создадим на основе таблицы образ человека, который соответствует признакам, отмеченным в таблице (как он выглядит, как сложилась его семейная жизнь и карьера, каковы его жизненные перспективы).

- Какие чувства вызывает такой человек у окружающих? (Жалость, презрение, брезгливость).

Заключительная часть.

Психолог: - подросток, становясь наркоманом, попадает под «давление», отрезает себе путь к любой интересной и престижной профессии, ко всем радостям жизни. (Слайд 9,10)

Что же нужно сделать, чтобы не попасть под давление? (Ответы детей)

Сейчас Мы попробуем обыграть ситуацию, в которой группа молодых людей пытается спровоцировать одного (или одну) из своих сверстников попробовать наркотики. Целью данного эксперимента является проверка - насколько сложно бывает отказаться и выйти победителем в подобных обстоятельствах. (Слайд 11)

И так, я прошу выйти 5 человек (3 человека создают скверную компанию, 2 человека - потенциальные жертвы. (Необходимо еще раз объяснить, что от них требуется, когда ребята подойдут).

Каждому необходимо научиться говорить «нет» тогда, когда он видит для себя опасность. Надо уметь сопротивляться вредному влиянию, ведь существуют различные способы отказаться делать то, что человек не хочет. (Слайд 12)

Способы говорить «нет».

1.Отказ – «Нет, спасибо»

-Хочешь попробовать «таблеточку»?

-Нет, спасибо

2.Объяснение

-Хочешь расслабиться?

-Нет, спасибо. У меня есть другие способы получения удовольствия

3.Повторный уверенный отказ

-Хочешь «травки»?

-Нет. – Пошли! – Нет.

-Да ты только попробуй! – Нет

4.Уход

-У меня есть «доза», хочешь?

Скажи «нет» и уйди

5.Замена темы

- Давай «кирнемся»!

-Нет. Давай посмотрим мое новое видео вместо этого

6.Избегание ситуации

Если вы знаете о месте пребывания наркоманов, обходите их стороной.

Если через них лежит ваш путь домой, идите другой дорогой

7.Холодный прием

-Эй, хочешь травки?

Проигнорируйте обращение этого человека

Обсуждение

Психолог: скажите в какой момент Вам было труднее всего отказаться от предложения попробовать наркотики? и т. п.

Спасибо, можете пройти на свои места.

Если Вам предложили попробовать наркотики, есть разные выходы из этой ситуации. Отказ может быть уверенным, неуверенным, агрессивным. И неважно, как Вы выглядели в этот момент. Отказавшись, Вы оказались на высоте, Вы выиграли в главном, Вы спасли свою жизнь.

Рефлексия

Педагог-психолог: - Представьте себя в будущем. Вы стали известными и уважаемыми людьми. Вас пригласили на телепередачу, посвященную профилактике наркомании, и вы можете обратиться к подросткам. (Каждый участник произносит несколько фраз-обращений).

Психолог: Завершить наше сегодняшнее мероприятие хочется на позитиве и мы сейчас произнесем клятву:

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!!!

В конце занятия детям раздаются буклеты.

Спасибо, ребята!

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ!

НЕ ОТНИМАЙ У СЕБЯ ЗАВТРА!

 Возможно, ты уже слышал о наркотиках, видел молодых людей, юношей и девушек, сидящих у подъездов с тоскливыми глазами. Они носят одежду с длинными рукавами, чтобы не показывать следы от уколов, прячут глаза, чтобы никто не видел их зрачков. Свою судьбу ты решаешь сам, но, если ты выбираешь наркотик, знай, что он может сделать с тобой.

Пробуя или принимая наркотик, никто из людей не желает себе вреда. Для большинства это лишь любопытный эксперимент со своим сознанием, который в любой момент можно прекратить.

Но в своих играх с разумом можно зайти слишком далеко, и когда захочешь остановиться, можешь не найти дорогу назад.

                 В чем опасность наркотика?

  • попадаешь в психическую и физическую зависимость от них
  • можешь заразиться вирусамииммунодефицита человека (ВИЧ),       гепатитов В и С
  • можешь умереть от передозировки
  • можешь оказаться за чертой общества и принести много страданий себесвоим родным и друзьям
  • жизнь становится подчинена наркотикуты превращаешься в его раба

Родители, Друзья, Любовь, Радость, Мир, Здоровье, Успех, ЖИЗНЬ!

                       Ты хочешь все это потерять?

 

Запомни:

• даже разовое употребление наркотика может существенно  отразиться на здоровье, привести к ухудшению внешнего вида (бледность, ломкость ногтей, выпадение волос, ослабление по­ловых функций);

• употребление наркотиков требует огромных денег: на ге­роин в сутки уходит не меньше 50 долларов, на кокаин - более ста;

• ни один из существующих сегодня методов лечения нарко­мании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости;

• лечение наркомании стоит очень дорого. Цена проведения дезинтоксикации в частных клиниках не опускается ниже полутора тысяч долларов. Не говоря уже о последующих этапах лечения. Стоимость лечения в государственных клиниках в два-три раза дешевле, но и это, согласитесь, не малые деньги.

Мифология современности

Миф 1: От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Факт: Отказаться можно только один раз - первый. Даже од­нократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) при­водит к зависимости.

Миф 2: Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удо­вольствия.

Факт: Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, - тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория треть­ей-четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.

Миф 3: Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Травка - «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания.

Факт: Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.

Миф 4: Талантливые люди принимают наркотики, чтобы полу­чить приток вдохновения.

Факт: Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под «кайфом».

Миф 5: Наркоманами становятся только слабые и безвольные.

Факт: Зависимость от наркотиков - это заболевание и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.

Миф 6: Если наркотики не вводить в вену, привыкания не бу­дет.

Факт: Любой способ потребления наркотиков приводит к за­висимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек перехо­дит на большие, с менее сильных веществ - на более сильные. Это закон без исключений.

ДОРОГОЙ  ДРУГ !

      Если у тебя неприятности, проблемы, которые, как тебе кажется, решить невозможно,  а рядом с тобой приятели, утверждающие, что излечение от жизненных проблем можно найти — стоит сделать всего-навсего один укол.

НЕ ВЕРЬ !

 Если с тобой это случится, самостоятельно вернуться к здоровому состоянию невозможно в принципе.

Могут встретиться профессиональные «сажатели на иглу», обучающие, в том числе, как обмануть родственников добыть деньги и скрыть признаки употребление наркотиков. Если не хочешь закончить свой век в двадцать с небольшим

Каждый наркоман вовлекает в процесс употребление 6-12 человек. Имей в виду, их интересует твой кошелёк, твоя судьба им безразлична.

Наркотик—это ЯД!

Наркотики - ЗЛО, способное лишить тебя будущего и принести много горя твоим близким.

Мы желаем тебе никогда не узнать, что это такое на собственном опыте.

Подготовила: педагог-психолог

Глухова Екатерина Юрьевна

Разделы сайта