Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Раздел 5. "Качество атмосферного воздуха"

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования 

Участники: учащиеся 6-9 классов

Список участников:

  1. Глухов Глеб
  2. Головнева Ульяна
  3. Дунаева Екатерина
  4. Демченко Даниил
  5. Ковшун Никита
  6. Кононов Никита
  7. Лещенко Дмитрий
  8. Марьянкова Анастасия
  9. Митьков Никита
  10. Пашкевич Екатерина
  11. Петрова Александра
  12. Петрова Юлия
  13. Скребец Анастасия
  14. Сеньковская Владислава
  15. Чехунова Кристина
  16. Шапочкина Ксения
  17. Шапочкина Елизавета
  18. Ярославцева Любовь

Ответственный: Михасёва Наталья Николаевна, учитель биологии и химии

Исследование 1: Лихеноиндикация

Дата: 16.09.2023

Лишайники по-разному реагируют на загрязненность воздуха: некоторые и них не выносят малейшего загрязнения и погибают; другие, наоборот, живут преимущественно в населенных пунктах, хорошо приспособившись к антропогенным условиям. Лишайники весьма чувствительны к загрязнению воздуха. По этой причине они могут служить индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами.

Цель исследования: методом лихеноиндикации изучить степень загрязнения атмосферного воздуха.

Этапы исследования:

  1. Определение участков для исследования.
  2. Подсчет и видовое определение найденных лишайников.
  3. Расчет площади покрытия лишайниками деревьев на высоте 30-150 см.
  4. Определение степени загрязнения по таблице №1.

Таблица  1 – Определение степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации  

Зона

Степень загрязнения

Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников

Кустистые

Листовые

Накипные

1

Загрязнения нет

+

+

+

2

Слабое загрязнение

-

+

+

3

Средний уровень загрязнения

-

-

+

4

Высокий уровень загрязнения

-

-

-

 

Таблица2 – Результаты наличия лишайников на пришкольной территории

Участок

Кустистые

Листовые

Накипные

№1

За школой (территория школьного парка)

+

+

+

№2

Перед школой  (около проезжей части)

-

+

+

На расстоянии 150 см от земли процент покрытия лишайниками деревьев составляет:

Кустовых – менее 5%;

Листовых – 60-70%;

Накипных – 70-90%.

     

    

Фото - определение площади покрытия лишайниками деревьев

Вывод: на пришкольной территории загрязнений в атмосфере нет, о чем свидетельствует наличие кустистых лишайников и высокий процент покрытия лишайниками деревьев.

 

Исследование 2: Изучение загрязнения по снежному покрову

Дата: декабрь2023-январь2024

 Снег является накопителем загрязнений, в его толще они сохраняются довольно длительное время без каких-либо изменений. Изучение снега позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Исходя из полученных результатов можно давать оценку экологического состояния снега, а в последующем и воды, которая попадает в почву.

Цель исследования:

изучить экологическое стояние снежного покрова на школьной территории и возле ближайшей территории; выяснить причины и характер загрязнений снега;

по результатам работы сделать вывод о чистоте снега возле школы.

Объектом своего изучения мы выбрали снеговой покров около школы:

1)                    за школой (территория школьного парка);

2)                    перед школой (территория около проезжей части и стоянки автомобилей);

3)                    на игровой площадке (дворовая территория школы).

Основным и главным источником загрязнения окружающей среды в населенном пункте является автомобильный       транспорт. Сажа, соединения свинца, оксиды серы, азота, углерода и другие соединения в составе выхлопных газов от автомобилей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла.

 Этапы исследования:

1.Забор снежного покрова.

2. Определение качества талой воды.

1)Определения физических свойств талого снега.

- Определения интенсивности запаха.

Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл налили исследуемую воду на 2/3 объема, прикрыли стеклом, взболтали.

- Определение прозрачности воды.

Для определения прозрачности проб талой воды в химический стакан наливали 100 мл талой воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду взбалтывали. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического неорганического происхождения.

2) Определение химических свойств талой воды

- Определение кислотности.

Кислотность определялась универсальным рН-метром.

- Определение хлорид ионов.

Определение хлорид-ионов определялось по интенсивности выпадения осадка в 10 мл. талой воды с 3 каплями 10% раствора нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой.

Таблица - Определение качества талой воды

Критерий

Участок

№1

за школой (территория школьного парка)

№2

перед школой (территория около проезжей части и стоянки автомобилей)

№3

на игровой площадке (дворовая территория школы)

Определение интенсивности запаха

Нет

Слабый

Нет

Определение прозрачности

Прозрачная

Количество взвесей незначительное

Прозрачная

Количество взвесей большее

Прозрачная

Количество взвесей незначительное

Определение кислотности

7.04

5.88

6,77

Определение хлорид-ионов

Нет

Незначительная муть (наличие хлорид ионов можно объяснить обрабатыванием дороги солью для предотвращения гололедицы)

Нет

Выводы:

После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:

  1. Самым чистым участком является площадка №1, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а также место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят.
  2. Самым грязным является участок №2, так как расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества попадая в воздух постепенно оседают на поверхности снега, а выхлопные газы повышаю его кислотность.
  3. На пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого можно говорить о чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье.

 

Исследование 3: изучение загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) 

 Дата: 06.04.2024

Цель: определить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств

Этапы исследования:

  1. Подсчитать количество автомобилей, которые проезжают мимо школы в течение часа.
  2. рассчитать количество газа, которое выделяет автотранспорт
  3. Определить уровень загрязнения воздуха.

Основной источник загрязнения воздуха – автотранспорт. В выхлопных выбросах автомобилей содержаться оксиды азота, угарный газ, углеводороды, сажа, сернистый газ, тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь. Для исследования мы выбрали дорогу, которая проходит непосредственно возле школы. Учащиеся 6-7 классов подсчитывали число единиц автотранспорта, которые проезжали возле школы в течение часа по периодам: 16.00-17.00.

Результаты мониторинга занесены в таблицу:

Период

Легковые автомобили

Автобусы и грузовые автомобили

Трактора

26.03.2024

25

4

14

09.04.2024

27

4

14

23.04.2024

29

7

26

Среднее значение

27

5

18

Учитывая, что расстояние, которое проезжают автомобили вдоль школы, составляет около 100 м, мы рассчитали общий путь, пройденный автотранспортом (S=N*100 м):

— легковые автомобили:27*100 = 2,7км.;

— автобусы и грузовые машины:5*100 = 0,5км;

— трактора:1,8*100 = 1,8 км.

По формуле R=S*K (где К – расход топлива на 1 км пути в литрах. Для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных – 0,4 л.) рассчитали количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин.

— легковые автомобили:2,7*0,1 = 0,27 л.;

— автобусы и грузовые машины: 0,5*0,4 = 0,2л;

— трактора:1,8*0,4 = 0,72л.

Рассчитали количество выделившихся вредных веществ. Для этого воспользовались следующими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км., выделяется 0,6 л. угарного газа, 0,1 л. углеводородов, 0,04 л. оксида азота. В сумме получаем 0,74 л. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 раза меньше, т.е. 0,185 л.

— легковые автомобили:0,27*0,74 = 0,2л.;

— автобусы и грузовые машины: 0,2*0,185 =0,037л;

 — трактора 0,72*0,185 = 0,1332л.

В сумме получаем0,3702л.

Сравнили наши данные с данными источников Интернет:

Уровень загрязнения атмосферного воздуха

Значения индекса загрязнения атмосферы, л.

Низкий

Меньше или равен 5

Повышенный

5-7

Высокий

7-14

Очень высокий

Больше или равен 14

Фото - Подсчет количества проезжающих транспортных средств

Выводы: Количество газообразных вредных выбросов, выделяемых автотранспортом в районе школы, соответствует низкому уроню загрязнения воздуха.

Задание  5.2. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

 Дата: 04.05.2024

Участники: учащиеся 8-10 классов

Список участников:

  1. Глухова Антонина
  2. Дугина Екатерина
  3. Митьков Никита
  4. Петрова Юлия
  5. Сеньковская Владислава
  6. Скворцова Елизавета
  7. Скребец Анастасия
  8. Шапочкина Елизавета

 Ответственный: Михасёва Наталья Николаевна, учитель биологии и химии

 Цель исследования:

определить причины загрязнения атмосферного воздуха по данным, полученным по результатам мониторинга воздуха методами лихеноиндикации и анализа состояния снежного покрова;

проанализировать наличие предприятий, которые могут стать причинами загрязнения воздуха в микрорайоне;

проанализировать источники загрязнения воздуха от хозяйственной деятельности людей

 Вывод:

Данные лихеноиндикации и анализ состояния снежного покрова показывают, что единственным источником загрязнения воздуха может быть автотранспорт, но его количество слишком незначительное, чтобы значительно снижать качество воздуха.

Среди предприятий, которые располагаются в радиусе 2 км от школы, возможным источником загрязнения воздуха признан мех двор, расположенный на расстоянии 1 км от здания учреждения образования.

Основным источником загрязнения воздуха в результате хозяйственной деятельности является сжигание мусора.

В закрытых помещениях воздух загрязнен пылью, содержит больше углекислого газа, чем свежий уличный воздух.

По результатам исследования разработана памятка:

Задание 5.3. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

Дата: 10.05.2024

Участники: учащиеся 8-10 классов

Список участников:

  1. Глухова Антонина
  2. Дугина Екатерина
  3. Кривелёва Ангелине
  4. Митьков Никита
  5. Петрова Юлия
  6. Сеньковская Владислава
  7. Скворцова Елизавета
  8. Скребец Анастасия
  9. Шапочкина Елизавета

 Ответственный: Михасёва Наталья Николаевна, учитель биологии и химии

 Цель исследования: составить план мероприятий, направленных на минимизацию загрязнения атмосферного воздуха

Разделы сайта