Значимым направлением в образовательном процессе учреждения образования является воспитание здорового человека. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в учреждении образования. Питание должно отвечать научно обоснованным принципам и обеспечить:
соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам обучающихся;
сбалансированность по пищевым веществам, включая белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества;
максимальное разнообразие рациона питания;
оптимальный режим питания;
сохранение высоких вкусовых качеств и исходной пищевой ценности продуктов питания в процессе технологической обработки;
лечебное (диетическое) питание для нуждающихся обучающихся в соответствии с рекомендациями специалистов здравоохранения;
соответствие продовольственного сырья и пищевых продуктов установленным требованиям к их качеству и безопасности согласно техническим нормативным правовым актам;
качество и безопасность предоставляемого питания, соблюдение требований санитарных норм и правил, предъявляемых к состоянию объектов питания, транспортировке, хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, приготовлению и раздаче блюд и организации их потребления.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Поэтому вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее благоприятный в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
С 1 сентября 2023 года учреждение образования перешло на новые принципы организации питания обучающихся.
Главная задача перехода на новые принципы организации питания - предоставление качественного, безопасного и сбалансированного по пищевым веществам питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении анкетирования обучающихся.
С 01.09.2023 блюда из этого сборника включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования.
Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:
от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;
от 6 до 10 часов – двухразовое;
более 10 часов – трехразовое.